Требования к организации и осуществлению организованной перевозки группы детей автобусами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1527 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами, регламентирующие требования к организации и осуществлению перевозок групп детей, которые вступили в силу с 01.01.2021.
Так, в случае если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне подается уведомление об организованной перевозке группы детей.
Если перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед ее началом подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции.
Подача уведомления осуществляется не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении, не позднее 24 часов – в городском и пригородном сообщениях.
В случае если время следования автобуса превышает 4 часа, в состав указанной группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет. Организатор перевозки назначает в каждый автобус сопровождающих лиц. Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса.
Если продолжительность перевозки превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.
В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются перевозка к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей при задержке в пути. После 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
Для осуществления перевозки автобус должен быть оборудован ремнями безопасности. К управлению автобусами допускаются водители, имеющие, в том числе, стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Е.В. Елизарова
Ответственность родителей за неуплату штрафа несовершеннолетнего.
Административный штраф является одним из видов административного наказания.
В силу ч. 2 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
При этом административный штраф должен быть уплачен в полном размере в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В случае неисполнения родителями обязанности по уплате штрафа за своих несовершеннолетних детей, они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный кодексом РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде наложения штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Елизарова Е.В.
Обстоятельства, которые могут повлечь ограничение родителей в осуществлении родительских прав.
Согласно статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.
Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложена обязанность по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными, общеобразовательными и другими учреждениями, а также прокурором.
Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка, поэтому суд обязан решить вопрос о взыскании с родителей алиментов на содержание ребенка.
Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничения родительских прав.
Помощник прокурора района
юрист 3 класса Елизарова Е.В.
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом
Ежегодно 3 сентября в нашей стране отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта памятная дата установлена статьей 1.1 Федерального закона от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», как дата, призванная обратить внимание органов власти, общественных организаций, граждан на проблемы терроризма и экстремизма и объединить усилия в борьбе с этими опасными социальными явлениями.
Терроризм в своих различных проявлениях ставит под угрозу основополагающие конституционные права граждан – право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, достоинство личности, в связи с чем противостоять этому злу можно только совместно, объединив усилия органов власти, общественных объединений и граждан и направив их на повышение эффективности профилактической и разъяснительной работы в данной сфере, соблюдение требований законодательства и обеспечение антитеррористической защищенности объектов и территорий.
В истекшем периоде 2020 года в ходе осуществления надзора прокуратурой района выявлено 118 нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в целях устранения которых внесено 61 представление, в суд предъявлено 8 исковых заявлений.
Вместе с тем, в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства в данной сфере считаю необходимым разъяснить основные положения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
Правовую основу деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и другие нормативные акты.
Согласно положениям статьи 3 Закона «О противодействии терроризму», терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористическая деятельность определена Законом как деятельность по организации, планированию, подготовке, финансированию и реализации террористических актов, подстрекательству к совершению терактов, пропаганде идей терроризма, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности и другие действия.
Согласно ст. 3 Закона, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по противодействию терроризму направлена на профилактику терроризма, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористических актов, а также минимизацию и ликвидацию последствий проявлений терроризма.
Законом также установлены организационные основы деятельности по противодействию терроризму, в том числе определены обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Понятие экстремизма (экстремистской деятельности) определено в ст. 1 Федерального Закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», оно включает в себя действия по насильственному изменению основ конституционного строя и (или) нарушению территориальной целостности Российской Федерации, публичному оправданию терроризма и иной террористической деятельности, возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной розни и другие действия.
С учетом социальной опасности проявлений терроризма и экстремизма законодателем установлены повышенные меры ответственности за совершение правонарушений в данной сфере.
В частности, согласно части 1 статьи 24 Закона «О противодействии терроризму», в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма.
Согласно ст. 15 Закона «О противодействии экстремистской деятельности», за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность за совершение террористического акта, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, организацию террористического сообщества, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организацию экстремистского сообщества, возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и другие преступления террористического и экстремистского характера (ст.ст. 205-206, 208, 211, 280, 282, 282.1-282.3 УК РФ и другие). Наказание за данные преступления предусматривает длительные сроки лишения свободы, вплоть до пожизненного лишения свободы, и иные виды наказаний.
Кроме того, в силу положений части 1.1 статьи 18 Закона «О противодействии терроризму», возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, не распространяется исковая давность.
Согласно ст.15 Закона № 114-ФЗ, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Таким образом, законом установлены наиболее строгие меры уголовной, административной и иной ответственности за данные правонарушения.
С учетом изложенного, необходимо обратить особое внимание на дополнительное изучение, разъяснение и соблюдение законодательства в данной сфере в целях формирования у граждан толерантности, особое внимание уделяя воспитанию подрастающего поколения – развитию у них справедливости, дружелюбия и уважения к людям разных национальностей, к окружающим.
Прокурор района
старший советник юстиции В.Л. Даудов
ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
22 августа в нашей стране отмечается день Государственного флага Российской Федерации. В этот день в 1991 году Верховным Советом РСФСР было принято постановление, согласно которому бело-сине-красный триколор постановлено считать официальным символом России. Указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2126 было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.08.1994 № 1714, день 22 августа объявлен праздником - Днем Государственного флага Российской Федерации.
В настоящее время порядок официального использования Государственного флага Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 № 442 «О мерах по реализации статьи 9 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 1 данного Закона, государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации должен быть поднят постоянно на зданиях федеральных органов исполнительной власти, резиденциях полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Закона, Государственный флаг Российской Федерации должен быть установлен постоянно в залах заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительных органов местного самоуправления, в рабочих кабинетах глав муниципальных образований, залах судебных заседаний.
Государственный флаг Российской Федерации также должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях.
В дни государственных праздников Российской Федерации Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается (устанавливается) во время массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 8 Закона, флаги субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Таким образом, Законом установлен порядок использования Государственного флага, использование государственного флага РФ с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом РФ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Так, ст. 17.10 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации. Наказание по ней предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Ст. 329 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации, наказание по данной статье предусматривает ограничение свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
Поздравляя с праздником – Днем Государственного флага Российской Федерации, хотелось бы призвать к изучению законодательства об официальных символах в целях соблюдения порядка использования Государственного флага Российской Федерации и иных официальных символов, воспитания бережного и уважительного отношения к ним.
Прокурор района
старший советник юстиции В.Л. Даудов
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РАБОТОДАТЕЛЮ И РАБОТНИКУ ОБ «ЭЛЕКТРОННЫХ» ТРУДОВЫХ КНИЖКАХ
С 01.01.2020 в трудовом законодательства появилось понятие «Электронная трудовая книжка», которая подразумевает формирование и ведение информации о трудовой деятельности работников в электронном виде. Несмотря на разъяснение законодательства о данном нововведении, с учетом того, что не все работодатели приступили к исполнению требований закона о введении «электронных трудовых книжек», прокуратура района разъясняет следующее.
В соответствии с Федеральным Законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», Трудовой Кодекс Российской Федерации дополнен статьей 66.1 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель формирует основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника в электронном виде и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В целях реализации норм вышеуказанного Федерального закона, каждый работодатель в течение 2020 года обязан:
-
принять или изменить локальные нормативные акты (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
-
подготовить и обсудить с уполномоченными в установленном порядке представителями работников необходимость внесения соответствующих изменений в Коллективный договор;
-
обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности в Пенсионный Фонд Российской Федерации для хранения в информационных ресурсах ПФ РФ;
-
уведомить в срок до 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника подать в течение 2020 года заявление о продолжении ведения трудовой книжки (ст.66 ТК, бумажная форма трудовой книжки) или заявление о представлении сведений о трудовой деятельности (ст.66.1 ТК, электронная форма трудовой книжки).
Каждый работник после получения уведомления в срок до 31 декабря 2020 включительно обязан подать работодателю письменное заявление, в котором необходимо указать свой выбор: продолжить ведение трудовой книжки в бумажной форме (ст.66 ТК, бумажная форма трудовой книжки) или вести и предоставлять сведения о трудовой деятельности в электронном виде (ст.66.1 ТК, электронная форма трудовой книжки).
В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в бумажной форме в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (электронная форма трудовой книжки), работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. В этом случае работодатель начинает формировать и предоставлять сведения о трудовой деятельности работника в электронном виде.
Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в бумажной форме (ст. 66 ТК РФ), имеет право в последующем поменять свой выбор и выбрать ведение работодателем трудовой книжки в электронной форме.
На лиц, поступающих на работу впервые после 31.12.2020, трудовые книжки не оформляются. Сведения о трудовой деятельности данных лиц будут вестись в электронном виде.
Кроме того, в связи с вышеуказанными изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ, также принят Федеральный закон от 16.12.2019 №436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым с 1 января 2020 года введена обязанность работодателей представлять в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о трудовой деятельности работников.
Начиная с 1 января 2020 года работодатели (включая индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников) на каждого работника, с которым были заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения, или подано заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде представляют сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя.
Срок представления сведений – не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведены кадровые мероприятия.
Форма СЗВ-ТД «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица», формат, а также порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019г. №730п.
Форма СЗВ-ТД формируется на основании приказов (распоряжений), иных решений или других документов кадрового учета страхователя и содержит сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица.
Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями на зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе): с которыми заключены или прекращены трудовые отношения; в отношении которых произведены другие кадровые изменения, в том числе перевод на другую постоянную работу, установление второй и последующей профессии или иной квалификации, и т.д.; в случае подачи ими заявлений о продолжении ведения трудовой книжки (бумажная форма) или заявлений о представлении сведений о трудовой деятельности (электронная форма).
Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, указанные изменения касаются каждого работника и работодателя, в связи с чем их необходимо внимательно изучить и обеспечить исполнение требований, указанных Законом.
Вместе с тем, хотелось бы вновь обратить внимание, что залогом реализации трудовых прав работника являются надлежаще оформленные трудовые отношения, в связи с чем каждому работодателю необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о заключении трудовых договоров с работниками и оформлении трудовых отношений.
Прокурор Икрянинского района
старший советник юстиции В.Л. Даудов
Прокуратура Икрянинского района
Астраханской области
2020
ПАМЯТКА
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РАБОТОДАТЕЛЮ И РАБОТНИКУ ОБ «ЭЛЕКТРОННЫХ» ТРУДОВЫХ КНИЖКАХ
Трудовая книжка – документ, содержащий сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Работодатели ((за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
С 01.01.2020 в Трудовом кодексе РФ появилось понятие
«ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА»
В соответствии с Федеральным Законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», Трудовой Кодекс Российской Федерации дополнен статьей 66.1 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель формирует основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника в электронном виде и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
КАЖДЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ
в целях реализации норм ФЗ № 439-ФЗ
В ТЕЧЕНИЕ 2020 ГОДА ОБЯЗАН:
-
принять или изменить локальные нормативные акты (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
-
подготовить и обсудить с уполномоченными в установленном порядке представителями работников необходимость внесения соответствующих изменений в Коллективный договор;
-
обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности в Пенсионный Фонд Российской Федерации для хранения в информационных ресурсах ПФ РФ;
-
уведомить в срок до 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника подать в течение 2020 года заявление о продолжении ведения трудовой книжки (ст.66 ТК, бумажная форма трудовой книжки) или заявление о представлении сведений о трудовой деятельности (ст.66.1 ТК, электронная форма трудовой книжки).
КАЖДЫЙ РАБОТНИК
после получения уведомления по 31 декабря 2020 включительно
ОБЯЗАН:
-
подать работодателю письменное заявление, в котором необходимо указать свой выбор: продолжение ведения трудовой книжки (ст.66 ТК, бумажная форма трудовой книжки) или предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде (ст.66.1 ТК, электронная форма трудовой книжки).
-
В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в бумажной форме в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
-
Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (электронная форма трудовой книжки), работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.
-
Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в бумажной форме (ст. 66 ТК РФ), имеет право в последующем поменять свой выбор и выбрать ведение работодателем трудовой книжки в электронной форме.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ В ПФР
В связи с вышеуказанными изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ, также принят Федеральный закон от 16.12.2019 №436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым с 1 января 2020 года введена обязанность работодателей представлять в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о трудовой деятельности работников.
-
Начиная с 1 января 2020 года работодатели (включая индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников) на каждого работника, с которым были заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения, или подано заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде представляют сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя.
-
Срок представления сведений – не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведены кадровые мероприятия.
-
Форма СЗВ-ТД «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица», формат, а также порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019г. №730п.
-
Форма СЗВ-ТД формируется на основании приказов (распоряжений), иных решений или других документов кадрового учета страхователя и содержит сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица.
-
Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями на зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе): с которыми заключены или прекращены трудовые отношения; в отношении которых произведены другие кадровые изменения, в том числе перевод на другую постоянную работу, установление второй и последующей профессии или иной квалификации, и т.д.; в случае подачи ими заявлений о продолжении ведения трудовой книжки (бумажная форма) или заявлений о представлении сведений о трудовой деятельности (электронная форма).
-
Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.
Прокуратура Икрянинского района Астраханской области
Деятельность в сфере оказания услуг аттракционов
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2019 ГОДУ
В 2019 году вступили в силу изменения в трудовом законодательстве, о которых полезно знать как работникам, так и работодателям.
1) Принятие Федерального Закона от 03.10.2018 № 350ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» повлекло за собой внесение в другие нормативные акты, в том числе в сфере трудовых отношений, в целях обеспечения механизма пенсионной реформы.
Так, Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 185. 1, устанавливающей гарантии работникам при прохождении диспансеризации.
В соответствии с изменениями, внесенными в Трудовой Кодекс, работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.
Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2019 года.
2) Кроме того, Федеральным законом от 03.10.2018 N 352-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу с 14.10.2018, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, устанавливающей уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Наказание по данной статье предусматривает штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов. В соответствии с примечанием к ст. 144.1 УК РФ, под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина", уголовная ответственность по статье 144.1 УК РФ за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, наступает только в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным с достижением лицом предпенсионного возраста. В случае если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию именно в связи с его предпенсионным возрастом, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного статьей 144.1 УК РФ.
3) Статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая уголовную ответственность за невыплату заработной платы, дополнена положениями, предусматривающими возможность освобождения от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", работодатель, в отношении которого возбуждено уголовное дело о преступлении, предусмотренном частями 1 или 2 статьи 145.1 УК РФ (полная или частичная невыплата заработной платы) подлежит освобождению от уголовной ответственности при соблюдении следующих условий:
- он совершил преступление впервые;
- полностью погасил задолженность в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела;
- выплатил работникам проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в установленном законом порядке;
- в действиях виновного нет другого состава преступления.
Указанные изменения вступили в силу с 8 января 2019 года.
4) В числе нововведений также необходимо отметить нормы о дополнительных гарантиях в части предоставления ежегодных отпусков работникам – многодетным родителям.
В частности, согласно положениям статьи 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 11.10.2018 N 360-ФЗ и вступившей в силу с 22.10.2018, работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
5) Федеральным Законом от 27.12.2018 № 539-ФЗ увеличена сумма, которую можно взыскать напрямую через работодателя должника.
В настоящее время, в соответствии со статьей 9 Федерального Закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусмотрено, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей или о взыскании денежных средств может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
При этом, в прежней редакции Закона № 229-ФЗ, максимальный размер долга, по которому взыскатель может сам направить исполнительный документ для удержания денег, составлял 25 тыс. руб.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным Законом РФ от 27.12.2018 № 539-ФЗ, сумма задолженности, которую можно взыскать взыскателю непосредственно путем направления исполнительного документа работодателю, увеличена до 100 тысяч рублей.
Изменения, внесенные Законом от 27.12.2018 № 539-ФЗ, вступили в силу с 8 января 2019 года.
6) Внесены изменения в законодательство, регламентирующее трудовую деятельность иностранных работников. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 N 216-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в случае приглашения на работу иностранного работника в порядке, установленном ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», организация-работодатель, являющаяся приглашающей стороной, обязана принимать меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в РФ в части соответствия заявленной им цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы РФ по истечении определенного срока его пребывания в РФ.
Непринятие приглашающей стороной установленных мер повлечет за собой наложение штрафа: на граждан - в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц - от 45 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
Кроме того, работодателям необходимо помнить о необходимости соблюдения требований ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части своевременного уведомления органа в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным работником, а также соблюдении требований Трудового кодекса Российской Федерации об особенностях формы трудового договора с такими работниками.
7) 2019 год станет завершающим для мероприятий, предусмотренных трудовым законодательством в сфере специальной оценки условий труда.
В частности, в соответствии со статьей 27 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена не позднее 31.12.2018.
В случае непроведения мероприятий по специальной оценке условий труда на рабочих местах работодатели могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, наказание по которой предусматривает предупреждение либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте может проверяться надзорными органами как в ходе плановых, так и внеплановых проверок.
Прокурор района В.Л. Даудов
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ТРУДА
28 апреля в нашей стране, как и во всем мире, отмечается Всемирный день охраны труда. Этот праздник был учрежден в 2003 году Международной организацией труда (МОТ) в целях привлечения внимания работодателей и работников к проблемам в области охраны труда и вопросам создания и сохранения безопасных условий труда на производстве.
Согласно положениям статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
К числу основных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также Федеральные законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другие.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В силу статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. К числу основных обязанностей работодателя в области охраны труда относятся обеспечение:
- безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;
- режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с установленными нормами;
- обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- проведения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка;
- расследования и учета в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно положениям статьи 213 ТК РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторые другие категории работников должны проходить предварительные (т.е. при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором (статья 222 ТК РФ).
Трудовым законодательством установлены условия и порядок предоставления иных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда. Перечень конкретных условий и мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, устанавливаются Коллективным договором предприятия, Правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами организации.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда установлена административным и уголовным законодательством.
Так, статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Максимальное наказание по данной статье предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. Максимальное уголовное наказание за данные нарушения предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вместе с тем, проведенные в 2018-2019 гг. проверки показывают, что работодателями не в полной мере обеспечивается соблюдение требований законодательства в области охраны труда: в указанной сфере правоотношений выявлено 28 нарушений.
В частности, в ходе проверки, проведенной в 2018 году, установлено, что в нарушение требований ст. 212 ТК РФ работодателями не были обеспечены разработка и утверждение инструкций и правил по охране труда работников, работники не были ознакомлены с локальными нормативными актами в сфере охраны труда, правилами эксплуатации средств индивидуальной защиты, типовыми нормы выдачи средств защиты.
Не во всех предприятиях, в нарушение требований ст.ст. 212, 222 ТК РФ, была организована работа по хранению, чистке и стирке специальной одежды.
Вопреки ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации медицинские осмотры работников не проводились, денежные средства на их ежегодное прохождение не планировались.
Не всеми работодателями была проведена работа по финансированию, организации и проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, несмотря на то, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена не позднее 31.12.2018.
Всего в ходе надзора за исполнением законодательства об охране труда прокуратурой внесено 11 представлений об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых нарушения устранены.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что законодательство возлагает обязанности в сфере охраны труда не только на работодателей, но и на работников.
В частности, работники обязаны соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда; проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и т.д. (ст. 215 ТК РФ).
Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что обеспечение на предприятии системы охраны труда, направленной на обеспечение безопасных условий труда, снижение травматизма и несчастных случаев на производстве, является залогом эффективного и успешного функционирования предприятия, повышения производительности труда, и зависит от совместных усилий работников и работодателей, в связи с чем хотелось бы призвать к соблюдению законодательства в данной области как работников, так и работодателей.
Прокурор района В.Л. Даудов
Состоялся Шестой открытый форум прокуратуры Астраханской области по вопросам защиты прав несовершеннолетних
16 апреля 2019 года прокурор области Александр Лычагин, врио Губернатора области Сергей Морозов, председатель Астраханского областного суда Ольга Василенко, председатель региональной Думы Игорь Мартынов, представители органов местного самоуправления, общественности, правоохранительных и контролирующих органов, средства массовой информации в открытом диалоге обсудили проблемные вопросы защиты прав детей. На своей площадке форум объединил широкое экспертное сообщество и представителей более десяти региональных общественных организаций.
Открывая форум, прокурор области Александр Лычагин отметил, что форум прокуратуры стал удобной площадкой для обсуждения актуальных проблем, в решении которых заинтересованы жители нашего региона. С прошлого года действует государственная программа «Десятилетие детства», которая нацелена на повышение благосостояния детей и семей с детьми, обеспечение их безопасности, всестороннего образования и культурного развития. Несовершеннолетние жители Астраханской области составляют пятую часть ее населения. От них в будущем зависит развитие и благополучие региона.
Прокуратура области уделяет особое внимание соблюдению законодательства о несовершеннолетних и защите их прав. Прокурорами проведены проверки исполнения законов в сфере образования, охраны здоровья, развития физической культуры и спорта несовершеннолетних, их трудовой занятости и летнего досуга, защиты от негативной информации в Интернете. В минувшем году в суды направлено почти 300 заявлений в защиту детей в информационной среде.
Ежегодно прокуроры области выявляют до 4 тысяч нарушений закона, ущемляющих права и интересы детей. В каждом случаи для устранения нарушений и предпосылок к ним приняты меры реагирования, вплоть до уголовного преследования.
Не без активной позиции прокуратуры области, органов государственной власти и местного самоуправления решен вопрос об очередности в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Вместе с тем нереализованным остается право на получение услуги дошкольного образования свыше 1,5 тыс. детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, особенно актуальна эта проблема для МО «Город Астрахань».
В прошлом году зарегистрирован рост на 20% подростковой преступности. В связи с этим особое внимание уделяется профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. На решение проблем в этой сфере нацелена деятельность межведомственной рабочей группы. Одним из положительных итогов подобного формата взаимодействия явилась разработка региональным министерством образования и науки совместно с УМВД России по области и внедрение в работу образовательных организаций скрининг-программы фронтальной диагностики обучающихся, направленной на выявление несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения в семье.
Врио Губернатора Астраханской области Сергей Морозов в своем обращении к участникам форума отметил, что принят региональный план «Десятилетие детства». В него включены все приоритетные вопросы семейной политики и защиты прав несовершеннолетних. Также разработана и реализуется программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Астраханской области». Координирующая роль принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Также в ходе работы форума подведены итоги конкурса изобразительного искусства «Я имею право!» среди учащихся общеобразовательных организаций. В нем приняли участие 746 ребят. Дети разных возрастов раскрыли свои художественные способности, сумели выразить рисунком понимание правовых норм. Прокурор области наградил победителей грамотами и подарками.
Открытый форум позволил многосторонне обсудить вопросы, требующие решений, высказать свое видение проблем всеми участниками в сфере защиты прав детей и предложить возможные пути выхода из сложных ситуаций.
Прокурор области в ходе пресс-подхода ответил на вопросы журналистов федеральных и региональных средств массовой информации.
Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ
Ответственность и последствия
за уклонение от призыва на военную службу
Согласно Федеральному закону № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» подлежат призыву на военную службу в ряды вооружённых сил Российской Федерации (ВС России) мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
В 1992 году распоряжением президента Российской Федерации установлен «Всероссийский день призывника», который отмечается в России ежегодно, 15 ноября. Сделано это было в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно патриотического воспитания молодежи. Эта дата совпадает с осенним призывом в ряды ВС России.
Многие призывники и их родители хотят детально разобраться в вопросе прав и обязанностей лиц, которые проходят военную службу. Главным руководящим документом является Конституция Российской Федерации.
В силу ст. 59 Конституции Российской Федерации у граждан Российской Федерации есть долг и обязанность, связанные с защитой Отечества. Несение военной службы гражданами Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством.
Призывнику важно понимать, что государство защищает военнослужащих: их честь, достоинство и свободы. Только лица, уполномоченные конституцией и федеральными законами, имеют право вмешиваться в деятельность военнослужащих. Правовые акты Российской Федерации предусматривают ответственность за насилие либо угрозу насилия над военнослужащими, их оскорбление, посягательство на здоровье и жизнь, имущество и жилую недвижимость, а также нарушение прав, связанных с несением военной службы.
Помимо прав и обязанностей у призывника имеется и ответственность.
Следует выделить два вида ответственности, которые может понести гражданин - административная и уголовная.
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной второй до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность, согласно статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена за уклонение от призыва на военную и альтернативную гражданскую службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Санкции за подобные действия различны – от штрафа до лишения свободы на срок до двух лет.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», которым гражданам, прошедшим военную службу по призыву предоставляются преференции при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров.
Аналогичные дополнения внесены в ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в силу которых гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Основное неблагоприятное последствие для такого гражданина будет заключаться в ограничении его права на поступление на государственную гражданскую и (или) муниципальную службу и ее прохождение.
Кроме того, те граждане, которые поступили на гражданскую или муниципальную службу до достижения ими 27-летнего возраста, подлежат увольнению с такой службы в случае, если они в соответствии с заключением призывной комиссии будут признаны не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Старший помощник прокурора района
младший советник юстиции Н.М. Воронцова